Сначала о термине. Wikipedia дает следующее определение ИТ-аутсорсингу (англ. IT outsourcing): «Частичная или полная передача работ по поддержке, обслуживанию и модернизации ИТ-инфраструктуры в руки компаний, специализирующихся на абонентском обслуживании организаций и имеющих штат ИТ специалистов различной квалификации».
Но как понять, принесет ли пользу ИТ-аутсорсинг именно вам? Сделает ли он ваш бизнес более эффективным? Провести экспресс-тест можно ответив на несколько несложных вопросов.
Насколько оптимально число сотрудников вашего IT отдела? Хватает ли «рук» в периоды пиковой активности и все ли они заняты полезной для компании деятельностью в «низкий сезон» и часы затишья?
Чаще всего нет.
И решить этот вопрос работая только со штатом практически невозможно. Процесс набора и обучения сотрудников долог. Текучка есть всегда. Противоположный процесс, т.е. процесс сокращения штата, тоже накладен, особенно для социально ответственной компании.
В то же прямые и косвенные потери от простоев в работе сотрудников как IT отдела, так и зависящих от него подразделений обычно никто не считает, хотя потери могут быть достаточно велики.
Далее... Уверены ли Вы, что в вашей компании есть все компетенции, необходимые для того, чтобы сделать IT-инфраструктуру действительно оптимальной с точки зрения поддержки ваших бизнес-процессов?
Ведь нужно учесть много факторов. Особенности именно ваших процессов, риски, стоимость и возможности продуктов, особенности их взаимодействия, стоимость сопровождения, стоимость модернизации и многое другое.
И если потери от простоев разовые, то неправильно выстроенная инфраструктура, отсутствие стратегии делает эти потери перманентными, ежедневными, если хотите. Причем потери как прямые, так и косвенные, например в виде недополученной прибыли.
Тесно взаимосвязан с предыдущими вопросами, вопрос гибкости и скорости реакции на требования рынка. Приходилось ли вам отказываться от проектов, терять потенциальные рынки, если Вы собственник или менеджер высшего звена. Ломать голову, как выполнить поставленные задачи уложившись в сроки и бюджет, если Вы менеджер среднего звена. Сталкиваться с нежеланием тратить время на непрофильную работу, если вы специалист?
Несомненно одно, любой из вышеперечисленных желает простого и эффективного решения своих проблем. Собственник — сохранить доход заработанный профильными подразделениями компании. Менеджер — получить эффективные инструменты. Специалист — сконцентрироваться на том, что он умеет делать.
Попробуем вкратце описать, как IT-аутсорсинг может реализовать эти пожелание.
Больше всего использование услуги IT-аутсорсинга похоже на аренду чужих свободных вычислительных мощностей, в противовес покупке собственных серверов. В чем же экономия?
В том, что не простаивают оплаченные ресурсы.
В том, что нагрузка по поддержанию инфраструктуры, которая раньше ложилась исключительно на вас, теперь распределена между большим количеством арендаторов и многое другое.
В случае с людьми, это 100% загруженность специалистов. Это разделение накладных расходов на офис, рабочее место, налоги, соц.пакет, нагрузки на отдел кадров, юристов и т. д. с другими клиентами IT-аутсорсинговой компании. Вы получаете все то же, но за меньшие деньги. Или, что требуется чаще, за те же деньги вы получаете гораздо больше услуг и возможностей, нежели в случае использования труда штатных сотрудников.
Не менее важно то, что при покупке вычислительных мощностей в любой момент можно нарастить или освободить эти мощности, задействовать или отказаться от ПО не оплачивая лицензии и т.д. и т.п.
С точки зрения человеческих ресурсов, это означает то, что вы сможете мгновенно реагировать на требования бизнеса, на требования рынка. Расширяться под проект, под новый вид деятельности и сжиматься обратно.
Кроме того, ИТ-аутсорсинговая компания, как правило, имеет у себя в штате специалистов с различными компетенциями и квалификацией. При чем число их оптимизировано с точки зрения загрузки. Т.е. стоимость высококвалифицированного специалиста для клиента не сильно отличается от стоимости специалиста среднего уровня. Вряд ли этого сможет добиться компания, для которой IT, это не профильное, а поддерживающее направление. В итоге нередко аутсорсинговая компания может позволить себе безвозмездные, но очень полезные услуги. Например такие, как аудит и рекомендации по построению высокоэффективной IT-инфраструктуры и т.п.
Но и это еще не всё. Насколько ваш сотрудник заинтересован в развитии вашего бизнеса? Какую меру ответственности он несет за свои ошибки? Рискнем утверждать, что чаще всего никакой. Примеров, когда сотрудники компенсируют убытки от своих ошибок, не много. А сотрудники стремящиеся развить компанию, так же редки, как самородки в золотоносной породе. Правильно же подобранная аутсорсинговая компания кровно заинтересована в том, чтобы бизнес партнеров рос и развивался. И уж совершенно бесспорно то, что аутсорсинговая компания всегда несет материальную ответственность за невыполнение своих обязательств.
Попробуем сделать вывод из всего сказанного выше. Если вы хотите иметь в качестве сотрудника специалиста в различных областях IT. Если вы предпочитаете вариант, когда сотрудник оформлен как ИП (т.е. самодостаточен, несет персональную ответственность, мера которой зафиксирована документально и т.д.). Если вы хотите платить сотруднику именно за отработанное с пользой для вашего бизнеса время. Если хотите при этом, чтобы ему гарантировано было «не всё равно», присмотритесь к IT-аутсорсингу. Возможно это станет эффективным выбором для вас и вашего дела.